«Еще в детстве я открыл для себя мой мир». Интервью с Юрием Купером

13.11.2018 | 14:05

«Еще в детстве я открыл для себя мой мир». Интервью с Юрием Купером

С 15 по 17 ноября в Северной столице пройдет VII Санкт-Петербургский международный культурный форум. В его рамках состоится открытие масштабной персональной выставки Юрия Купера – известного российско-американского художника. В преддверии открытия форума наш корреспондент Юлия Зиньковская взяла эксклюзивное интервью у художника.

Ю.З. — Выставка, которая вот-вот откроется в Юсуповском дворце, носит название «Театр Купера». В чем Вы видите ее главные задачи?

Ю.К. — Задачей я бы это не назвал. Просто я хотел показать свои театральные эскизы, так как мне не так часто приходилось их показывать. Единственная выставка была в Музее Бахрушина год назад.

Ю.З. — Ваши отношения с театром складываются в долгую и интересную историю. Вы – создатель большого количества декораций, костюмов к спектаклям и даже интерьеров некоторых театров. Что Вам больше по душе – наряжать актеров или сцену, на которой они выступают? Почему?

Ю.К. — Слово «наряжать» вызывает у меня улыбку, потому что я актеров не наряжаю, а одеваю. Но я не могу сказать, что мне больше нравится — одно или другое. Я считаю, что костюмы и декорации должны являть собой одно целое, то есть живописную картину, в которой практически нет разницы между декорацией и одеждой.

Ю.З. — Работа над каким спектаклем стала самой плодотворной для Вас?

Ю.К. — Ну, я не могу выделить, какая работа для меня стала более плодотворной. Я думаю, крайняя работа, которую я делал в Театре киноактера с Никитой Михалковым. Она пока последняя, и там я много работал с новой для меня техникой — с проекциями. Большая работа была с Александром Сокуровым в Большом театре («Борис Годунов»). Очень интересной работой был балет «Щелкунчик» в Минском театре оперы и балета с Александрой Тихомировой. И в Ростове-на-Дону, когда я делал «Кармен». Короче говоря, мне очень трудно обозначить какие-то приоритеты. Все они для меня являются какими-то этапами моей театральной жизни. Это как спросить у многодетной матери, какого ребенка она больше любит.

Ю.З. — Ваши персональные выставки – редкость. Почему Вы, желанный гость Государственной Третьяковской галереи, Музея Метрополитен и многих других музеев, так редко «выставляетесь» в России?

Ю.К. — Потому что сейчас в России господствует так называемое актуальное искусство, где живопись не так востребована, скорее, все стараются заняться эпатажем, инсталляцией. И этот жанр, назовем его так, мне не близок, поэтому я как бы нахожусь в стороне от этого так называемого актуального искусства. Потому что я вообще считаю, что это бред. Когда произносят слово «актуальное», то подразумевается «это то, что надо сейчас делать». Мне кажется, если это уже актуально, значит надо так не делать.

Ю.З. — Как бы Вы жанрово определили свои картины?

Ю.К. — Когда мы говорим «жанр», мы подразумеваем натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись. А жанр – это живопись, то есть у меня нет одного жанра. У меня есть желание заняться всеми. Но пишу я пейзаж и натюрморт.

Ю.З. — Хотели бы, чтобы о Вашем творчестве говорили в учебниках по Мировой художественной культуре?

Ю.К. — «Ко мне не зарастет народная тропа?». Ну, такие вещи нельзя хотеть. Или говорят, или не говорят, это уже от меня не зависит. Наверное, в душе, может быть, мы все этого хотим, но говорить об этом вслух претенциозно. «Быть знаменитым некрасиво». 

Ю.З. — Три года назад, в юбилейный для Вас год, свет увидела книга «Сфумато». Насколько я знаю, это автобиографичное произведение. Однако там немало вымышленных персонажей. Отчего Вы решили «разбавить» реалистичное повествование таким образом? Думали когда-нибудь о том, чтобы написать автобиографию в чистом виде? 

Ю.К. — Автобиографию в чистом виде никогда не собирался писать. Я считаю, что это занятие малоинтересное. А что касается «разбавить», то там нет вымышленных персонажей, там порой вымышленное место действия… Любая книга, которую пишет автор, в той или иной степени автобиографична, потому что ты не можешь писать о том, что ты не пережил. За исключением, конечно, такой бульварной литературы для домохозяек.

Ю.З. — Вы – «пишущий художник», человек, мастерски владеющий словом. Почему бы не создать пособие для молодых живописцев, в котором будут описаны универсальные пути развития юных дарований?

Ю.К. — Ну, об этом можно подумать… Кстати, в книге, которую я сейчас пишу, много страниц уделено как раз урокам живописи, секретам живописи.

Ю.З. — Будете ли Вы выступать на открытии своей выставки в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума? Какой бы эпиграф Вы написали для тех, кто собирается посетить экспозицию?

Ю.К. — «Еще в детстве я открыл для себя мой мир. Мир, от которого мне уже не уйти: надо созерцать, то есть смотреть долго-долго, всматриваясь в почти невидимое».

Смотрите Гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в эфире телеканала «Россия К»! Не пропустите! 16 ноября в 22:00!

Фото: Личный архив Юрия Купера


Похожие новости:
Исторические концерты. Ведущая Тамара Синявская
Оператор Анатолий Мукасей станет обладателем премии "Белый квадрат"
Ушел из жизни советский фотограф Юрий Абрамочкин
Открытие Книжного фестиваля "Красная площадь" онлайн и в эфире телеканала "Россия К&q...
Театр балета Бориса Эйфмана выступил в Вене
Ушел из жизни писатель Валерий Ганичев
Иван Бессонов вышел в финал конкурса молодых музыкантов "Евровидение-2018"
Скончался Оскар Рабин
Евгений Миронов получил почетную премию в Стамбуле
Межпланетная станция приблизилась к астероиду Ultima Thule

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *